Главная » Ребенок 6 лет

Логопедическое обследование ребенка 6 лет

Презентация - Логопедическое экспресс обследование детей 5-6 лет

Похожие презентации

Для родителей детей 6-7 лет «Готовность к школе» Урок безопасности для детей и родителей - Подготовка к летним каникулам «ПДД» Педагогический проек «Защитники Отечества» группы общеразвивающей направленности для детей с 6 лет до 7 лет Экспресс-диагностика выявления уровня развития ребенка 6-7 лет в соответствии с программными и возрастными критериями Экспресс-диагностика выявления уровня развития ребенка 5-6 лет в соответствии с программными и возрастными критериями Экспресс-диагностика выявления уровня развития ребенка 4-5 лет в соответствии с программными и возрастными критериями Мастер-класс для детей 12-14 лет «День изобретения сети Интернет»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Логопедическое экспресс обследование детей 5-6 лет

Слайд 2

Понимание речи
Попросить показать последовательно 2-3 предмета: «Покажи ложку, книгу, кофту», «Покажи стакан, книгу, хлеб».

Слайд 3

Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет

Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет

Нарушение предпосылок формирования речи у детей раннего возраста -это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. Однако обследование доречевого развития ребенка раннего возраста нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу и таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

Предлагаемая методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует его фактическому возрасту. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания для ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего возрастного периода, либо из более младшего возрастного периода. За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование речи в пределах одного квартала: 1 год 1 мес. — 1 год 3 мес. 1 год 4 мес. — 1 год 6 мес. 1 год 7 мес. — 1 год 9 мес. 1 год 10 мес. — 2 года, а на 3-м году — в пределах полугодия: 2 года I мес. — 2 года 6 мес. 2 года 7 мес. — 3 года.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.). Далее отмечаются особенности строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания. зажмуривания. Отмечается сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки.

Обследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических и речевых реакциях, во время бодрствования, игры, формирования уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес).

Мышечный тонус в органах артикуляции оценивается совместно логопедом и врачом-невропатологом.

Далее в логопедическом обследовании отмечаются особенности дыхательной системы ребенка, особенности общего звучания речи и голоса.

Следующим этапом обследования ребенка 2-го и 3-го годов жизни является обследование сформированности понимания речи. На 2-м году жизни у него совершенствуются понимание речи, функция обобщения, расширяется понятийный словарь, интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. С 1 года 6 мес он начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.

На 3-м году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что собирали летом в лесу, как украшали елку) и будущем ( куда он пойдет завтра, что будет делать на прогулке). Он может понять события в рассказе взрослого, которые он сам не воспринимал. Ребенок начинает понимать некоторые грамматические отношения: предложно-падежные отношения, суффиксальные отношения, префиксальные отношения, а также некоторые категории имени существительного, глагола, прилагательного.

В разделе «Активная речь» отмечается возрастная сформированность лсксико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи.

Важное значение для развития речи имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха.

Для обследования слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит». «Угадай, кто тебя позвал».

При обследовании фонематического слуха проверяют умение различать и узнавать близкие по звучанию слова.

В разделе «Мелкая моторика рук» отмечают аномалии строения рук, положения пальцев кисти руки, движения пронации — супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук. Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме заключения.

Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и отставание в развитии.

Методики обследования речи и коррекции произношения, логопедия через Internet

Приветствую вас в рассылке Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы !

Сегодня в выпуске:

  1. Методики обследования речи дошкольников.
  2. Игра для коррекции произношения Пальчики учатся говорить .
  3. Логопедические занятия через программу Skype.

Методики обследования речи дошкольников

На сегодняшний день в арсенале логопеда присутствует достаточное количество методик для обследования речи (здесь и далее я буду иметь в виду обследование развития устной речи ребёнка-дошкольника с нормальным слухом и интеллектом). Давайте познакомимся с некоторыми из них.

1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.

Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет (см. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения ), а также можно воспользоваться описанием и картой логопедического обследования ребёнка первого года жизни. (см. Альманах Института Коррекционной Педагогики, #8470;3, 2001(ссылка )

2. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.

Пользуемся для этого методикой, описанной в пособии Жуковой Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников .

Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. Ранняя диагностика умственного развития (ссылка )

3. Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.

О ней я подробно рассказывала в прошлых трёх выпусках, поэтому вы можете найти этот материал в архиве рассылки .

4. Нейропсихологическая диагностика речи

О ней мы подробнее поговорим в следующем выпуске рассылки.

5. Классическая логопедическая диагностика

Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы. Сюда же можно отнести различные авторские варианты этой методики. Примером может служить Методика обследования речевого развития старших дошкольников Хваловой В.В. (ссылка )

6. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.

Для специалистов можно порекомендовать следующие:

  • Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.
  • Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т.В. Домнина О.В.

Для родителей (и для специалистов тоже, разумеется) будут интересны более простые пособия. Они отличаются отсутствием вступительной теоретической части, отсутствием большого количества таблиц для заполнения с подсчётом среднего балла, наличием доступного для родительского понимания речевого и наглядного материала.

  • Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. (0–3 лет, 4–5 лет, 5–7 лет). С помощью этого пособия можно протестировать не только речь, но и особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, конструктивного праксиса и ручной умелости.
  • Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. Очень подробное тестирование всех сторон речевого развития ребёнка от 2 до 7 лет.

Это, судя по всему, далеко не полный список методик. И если вы в своей практике успешно используете не представленную здесь методику, то, пожалуйста, поделитесь информацией о ней в комментариях.

А теперь к практике. Сегодня я хочу представить игру, способствующую развитию не только речи, но и развитию тактильных ощущений (тактильного гнозиса)

Игра Пальчики учатся говорить

Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточке также должен быть прозрачный кармашек, в который будет вкладываться картинка со словом. Лучше всего для этого подходят пластиковые странички из фотоальбома.

Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки для проблемного звука (их можно подобрать с помощью программы Автоматизация согласных ). Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.

Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: Пусть пальчики сами назовут слово . Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.

Постепенно количество карточек в игре увеличивается.

Логопедическое обследование через Internet

В заключение сегодняшнего выпуска я хочу познакомить вас с методикой логопеда Ирины Петровны Денисовой, которая проводит занятия и первичные обследования через Internet, используя программу Skype. С ее услугами вы можете познакомиться на ее сайте или посмотрев ее видеозаписи на сайте YouTube. Обследование и консультации у неё бесплатны.

На сегодня всё! До новых встреч!

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте Логопедические Программы .

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте Логопедические Программы .

Источники: http://lusana.ru/presentation/4601, http://sundekor.ru/referat/bystro/osobennosti-provedeniia-logopedicheskogo-obsledovaniia-detei-23-let/, http://subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201102/25203627.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения