Главная » Ребенок 4 года

Ребенок 4 года особенности психического развития

Методическая разработка (младшая группа) по теме:
Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет

Предварительный просмотр:

«Возрастные особенности психического развития детей 3 – 4-х лет»

В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение. т.е. ребенок способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.

Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Начинает развиваться самооценка. при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация. что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

Родительское собрание «Особенности развития детей 3–4 года жизни».

1. Особенности возрастного развития детей 3 – 4 лет.

2. Задачи обучения и воспитания на учебный год.

3 Организация пространственно-предметной среды в группе.

1. Особенности возрастного развития детей 3 – 4 лет.

Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно - физического и умственного развития малыша.

В возрасте 3-х лет у ребенка появляется активное стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно – действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.

Преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.

Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В возрасте 3-4 лет умение планировать свою деятельность проявляется лишь в виде элементов: из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером.

Также необходимо подчеркнуть, что особое внимание при работе с детьми четвертого года следует обратить на развитие самостоятельности как черты характера.

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помочь сверстнику.

Уровень развития самостоятельности у детей четвертого года жизни таков, что ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя известным ему способом в знакомых (или несколько измененных) условиях.

Таким образом, самостоятельность младшего дошкольника важна не столько для усвоения нового, сколько как стимул для применения и совершенствования уже приобретенных умений. Поэтому самостоятельность будет проявляться в том случае, если ребенок владеет способом выполнения той или иной задачи. При этом необходимо опираться на эмоционально – волевой компонент самостоятельности и формировать желание сделать, выполнить.

Здесь очень важно не упустить момент. Когда ребенок начинает говорить «Я сам» необходимо не выполнять какие-то действия за него («Я это сделаю лучше», «У меня получится быстрее», а поддерживать, побуждать его к самостоятельной деятельности. Ребенок должен иметь возможность играть, принимать разных людей, действовать самостоятельно, познавать мир теми способами, которые для него наиболее приемлемы.

Чтобы реализовалось право, должны быть созданы надлежащие возможности. Если будут созданы надлежащие возможности и предоставлено право, то будут формироваться компетенции и компетентность. Только тогда ребенок сможет сам добывать знания из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, т. е. быть компетентным.

Возраст 3-4 года – это во первых: сенситивный период для развития восприятия (умение различать цвета, геометрические формы и величину, способность сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга). Во–вторых, это время становления самостоятельности.

2. Задачи обучения и воспитания на учебный год.

1. Укреплять здоровье детей, содействовать полноценному физическому развитию детей с помощью физических упражнений, подвижных игр.

2. Создавать условия для всестороннего развития личности ребенка (занятия, игры, беседы).

3. Создавать атмосферу психологического комфорта.

4. Продолжать прививать навыки самообслуживания.

5. Продолжать развивать речь детей, обогащать словарь (занятия, игры, чтение художественной литературы, беседы).

3 Организация пространственно-предметной среды в группе.

Правильно организованная пространственно-предметная среда – это одно из важных условий воспитания ребенка, которая стимулирует развитие дошкольников в игровой деятельности.

Элементы пространственно-предметной среды:

1. «гостиная» - мини-среда светского этикета, где дети могут упражняться в выполнении правил хорошего тона (диванчик, кресло, стол и т. д.)

2. «уголок мальчиков» позволяет проигрывать специфичные для их пола роли (конструкторы, машинки, строительные каски, фуражки и т. д.)

3. «уголок девочек» позволяет проигрывать специфичные для их пола роли (куклы со всеми атрибутами и аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами и т. д.)

4. «живой уголок» - цветы.

© 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Психическое развитие ребенка 4 лет

Чтобы оценить психическое развитие ребенка 4 лет необходимо обратить внимание на такие признаки, как стремление ребенка делать как взрослые, причем не только родителям, но и другим людям. Даже некоторые из игр малыша строятся на этих подражаниях. В этом возрасте ребенок понимает смысл слов, а также начинает воспринимать интонацию сказанного, то есть он чувствует грусть, иронию, недовольство и так далее в сказанном ему. Также четырехлетний малыш отлично пользуется единственным и множественным числом, различает женский и мужской род, но наряду с этим, может перепутать завтрак с ужином или завтра и вчера.

Психическое развитие четырехлетнего ребенка характеризуется также тем, что он может играть один, придумывая себе игры, но как только ему это надоедает, начинается поиск подходящей компании. При игре с другими ровесниками, четырехлетние дети не ссорятся с ними, так как уже умеют идти на уступки, относиться критически к себе и уступать. Характерно в это время и отсутствие лени, ведь каждое из поручений, которое дали взрослые, малыш старается выполнить.

В случае если поведение ребенка отличается от перечисленных признаков, то лучше обратиться к психоневрологу или психологу. Специалист после осмотра даст рекомендации, как откорректировать существующие нарушения, назначит лечение или занятия.

У ребенка в четыре года наблюдается очень хорошее психомоторное развитие. Он очень вынослив и может длительное время гулять. Именно во время этих прогулок, получая новые эмоции и впечатления, малыш расширяет круг своих знаний об окружающем мире.

Ручная умелость, которая становится все совершеннее, оказывает прямое влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. А именно ребенок начинает овладевать координацией зрительного контроля и мелких движений ручками. Многие дети рисуют с огромным энтузиазмом, так как координация между моторным и зрительным развитием составляет наибольшее достижение именно в возрасте 4 лет.

Как уже говорилось, дети после 4 лет не только самозабвенно рисуют, но и играют. Игры становятся все сложнее, они уже становятся сюжетно-ролевыми, групповыми и моделирующими. Ребенок в этом возрасте легко может играть один, придумывая самостоятельно сюжет, распределяя роли, подчиняясь определенным правилам и жестко контролируя выполнение тех самых правил.

Так дети учатся общаться со сверстниками при помощи игр и контролировать поведение, подчиняясь игровым правилам. Однако то, что у ребенка просто замечательно получается в игре, намного хуже выходит при аналогичных требованиях взрослых. Во время игры у детей наблюдаются необычайная терпеливость, дисциплинированность и настойчивость. При этом у них развивается сообразительность, творческое воображение, нравственные установки и волевые качества.

Для психического развития ребенка 4 лет очень важно, чтобы взрослые относились к его игре очень серьезно и всячески поддерживали любые стремления к играм.

У ребенка этого возраста должна быть возможность развивать свои игровые фантазии. Ему нужно разрешать использовать в играх, казалось бы, ненужные для этого вещи: бруски, палки, железяки и прочее. Все это может понадобиться в игре, ведь детскую фантазию предугадать просто невозможно.

Именно игры оказывают сильнейшее влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. При их помощи дети реализуют свое стремление быть самостоятельными, моделируя жизнь взрослых. В это время они открывают для себя мир человеческих отношений, общественных людских функций и различных видов деятельности.

Стоит отметить, что такие скачки в развитии ребенка возможны только благодаря его развивающейся речи. Поэтому на этот момент также необходимо обратить внимание, так как речь является неким фундаментом для психического развития ребенка.

Психическое развитие ребенка 4 лет - Вопросы и ответы

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/10/15/vozrastnye-osobennosti-psikhicheskogo-razvitiya, http://infourok.ru/vozrastnie-osobennosti-razvitiya-detey-let-989684.html, http://kurszdorovia.ru/deti/trening/psihicheskoe-razvitie-rebenka-4-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения