Главная » Ребенок 1 год

Монтессори игры детей 1 года

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3-х ЛЕТ

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ МОНТЕССОРИ- один из основных элементов развивающей методики Монтессори.

В методике Монтессори большое внимание уделяется не только развитию самостоятельности ребенка, но и совместной деятельности ребенка и родителей. Этому способствуют игры- упражнения, цель которых развить мелкую моторику, умение концентрироваться, доводить начатое дело до конца.

Для этого ребенку нужны помощники – взрослые (партнеры по игре), которые не только покажут, как обращаться с тем или иным предметом, но и поддержат ребенка в довольно трудном занятии. Это касается, в первую очередь, «реактивных» де тей, которым трудно усидеть на одном месте – их внимание постоянно переключается то на один, то на другой вид деятельности, а однообразная работа их утомляет.

Тем не менее, детям любого темперамента необходимо научиться писать, читать, рисовать и т.д. что требует усидчивости и терпения. Вот примеры некоторых игр Монтессори. которые вы можете интерпретировать, в зависимости от возраста и темперамента ребенка:

1. Прищепки в ведерке. Для детей с 1,5 летнего возраста.

Игра помогает развить мелкую моторику. подготовить руки к письму.

Вам понадобится пластиковое ведерко с тонкими краями и маленькие бельевые прищепки с мягким механизмом.

Положите прищепки в ведерко и попросите малыша вынуть их одну за другой, взяв каждую тремя пальчиками: большим, указательным и средним. Затем покажите малышу, каким образом можно прицепить их за край ведерка и попросите сделать то же самое. Затем малыш должен сделать обратные действия и сложить прищепки в ведерко.

Еще одна великолепная игра Монтессори-

2. Сжимание и разжимание бельевых прищепок прекрасно укрепит пальчики малыша. Просто дайте ребенку ведерко с разноцветными прищепками, чтобы он с ними поиграл, либо развесьте с ним белье на веревке.

3. Разноцветные капли. Для детей с 3-х летнего возраста.

Вам понадобится форма для льда, разноцветные маркеры, которыми можно писать на пластике, пузырьки с подкрашенной водой (цвета должны соответствовать цвету маркеров), пипетка, поднос или клеенка, и маленькая губка.

Закрасьте маркерами дно ячеек – каждый ряд разным цветом, и попросите малыша наполнить каждую ячейку подкрашенной водой, соответствующего цвета. с помощью пипетки. Ячейки постепенно наполнятся водой и окрасятся в разные цвета. Затем можно с помощью пипетки перенести воду обратно в пузырьки.

Это упражнение-игра Монтессори способствует развитию цветового восприятия, а также развивает мелкую моторику и координацию.

Упражнение довольно трудное, так как требует усидчивости и большой концентрации внимания. Поэтому его можно разделить на несколько частей, делая небольшие перерывы между ними.

После окончания упражнения попросите малыша убрать рабочее место – вытереть губкой клеенку. аккуратно ее свернуть и положить на место.

4. Перекладывание бусин. Для детей с 3-хлетнего возраста.

А это упражнение системы Монтессори развивает мелкую моторику, улучшает концентрацию внимания, готовит руку к письму.

Вам понадобится форма для льда, пинцет, чашка с крупными или среднего размера бусинами. Их количество должно совпадать с количеством ячеек в форме.

Ребенок с помощью пинцета перекладывает бусины из чашки в ячейки, а когда все ячейки заполнятся, можно перенести бусины обратно в чашку. Если ребенку сложно захватывать пинцетом бусины ( они выскальзывают), можно вместо бусин использовать кусочки поролона.

5. Режем ножницами. Для детей с 2, 5 лет.

Данное упражнение системы Монтессори развивает координацию движений, тренирует мышцы пальчиков, улучшает концентрацию внимания.

Вам понадобятся специальные безопасные ножницы и несколько листов толстой цветной бумаги. Покажите малышу, как нужно держать ножницы, пусть он сначала научится просто сдвигать и раздвигать пальчики, что бывает довольно трудно для маленького ребенка. А затем покажите, как нужно держать бумагу, чтобы не поранить пальчики ножницами. Не торопите малыша, не требуйте, чтобы он резал бумагу непременно ровно, по линиям. Это придет постепенно, после ежедневной практики.

6. Помогаем маме. С 1.5 лет

Упражнени е -игра из системы Монтессори прекрасно развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, готовит руку к письму, рисованию (умение держать ручку, карандаш). Желательно задействовать обе руки.

Вам понадобятся различные крупы: гречка, горох, чечевица, рис и т.д. емкость для круп, клеенка.

Дети очень любят играть с крупами. В то время, когда вы готовите, можете рассыпать крупу на клеенку и попросить ребенка помочь сложить ее в емкость. Крупы нужно захватывать пальчиками то левой, то правой руки. Можно использовать и манку, - водить по ней пальчиками, делая разные узоры.

Малыш обязательно добавит что-то свое, например, будет перетирать ее ручками, ссыпать в одну или несколько емкостей, высыпать обратно на клеенку - не ограничивайте фантазию ребенка, ведь это первые моменты самостоятельного творчества вашего малыша, первый опыт рисования.

Упражнения- игры по системы Монтессори не требуют никаких дополнительных затрат, развивающей средой может служить все, что есть у вас под рукой.

На видео можно посмотреть примеры игр Монтессори в домашних условиях:

Раннее развитие ребенка: развивающие игры для детей Монтессори

Известный итальянский педагог Мария Монтессори разработала интересную методику работы с детьми. Начинала работать Монтессори с умственно отсталыми детьми. Ее методика заключалась в ряде занятий и заданий в сочетании с принципом саморазвития.

Метод, примененный Монтессори, показал удивительные результаты. Ее воспитанники по некоторым показателям даже превзошли нормальных детей.

Метод Монтессори включает в себя массу дидактических материалов и игр. Развивающие игры для детей Монтессори и сам метод изучаются в педагогике как отдельная наука – педагогика Монтессори.

Основные принципы метода Монтессори

Основное в методе Монтессори – это то, что каждый ребенок уникален, каждый ребенок - личность. В каждом ребенке заложены свои особенные таланты и умения. Задача взрослых - создать безопасную среду для ребенка, в которой он двигается и развивается сам.

В этом и состоит основной принцип метода Монтессори: взрослые должны только подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. На это и направлены специальные развивающие методики Монтессори. Существуют детские сады Монтессори и развивающие центры Монтессори, но можно и самостоятельно заниматься с ребенком по методу Монтессори.

Развивающие игры Монтессори для ребенка

Материалы и игры по методу Монтессори можно купить в магазинах, многие из них не требуют специальных игрушек и предметов, точнее, игрушками в этих играх становятся предметы, окружающие ребенка. Игры на определение формы, размера, объема, на распознавание цвета можно придумать самим, используя подручные средства. Вот такие игры мы и предложим на ваше рассмотрение.

Игра №1

Возьмите лист бумаги и покажите ребенку, как его можно превратить в комочек. Дальше ребенок учится делать комочки сам. Эта игра очень хороша для развития мелкой моторики.

Теперь можно усложнить игру. Скатайте из бумаги шарик. Шарики можно выкладывать в виде змейки или круга. Пусть ребенок попробует сделать шарики и выложить свою фигурку.

Возьмите игрушки, которые есть у вашего ребенка: паровозик, машинку, самолетик, различных зверюшек. Катим паровозик: как он делает? У-у-у , как собачка гавкает – гав-гав , как кошечка мяукает – мяу-мяу . Ролевые игры - очень хорошая тренировка речевого аппарата.

Игра № 2

Поставьте перед ребенком различные баночки, бутылочки с открытыми крышками, пусть ребенок подбирает, какая крышка от какой баночки. Игра дает представление ребенку о размерах и форме предметов.

Игра №3

Соберите лоскутки ткани разной текстуры, разложите перед ребенком и обсудите, какие лоскутки мягкие, какие шершавые, какие гладкие, какие колючие.

Игра №4

Смешайте горох, фасоль, кукурузу, или разноцветные бусинки и покажите ребенку как их нужно разбирать. Дальше пусть ребенок делает это сам.

Игра №5

Возьмите большую кастрюлю или тазик и вместе с малышом побросайте туда разные мелкие предметы. Например, пуговицы, мячики, фишки, детали от конструктора и т.д.

Важно, чтобы ребенок бросал поочередно то правой, то левой рукой и непременно тремя пальцами.

Затем наполните емкость водой и предложите ребенку поиграть в рыбака, который будет ловить рыбу. В качестве удочки возьмите поварешку, ложку с длинной ручкой, дуршлаг или палочку. Пусть ребенок пробует выловить предметы разными удочками и обязательно только одной рукой, не прибегая к помощи другой.

Ваша задача комментировать процесс рыбалки , а именно какие предметы плавают, а какие лежат на дне.

При определенной фантазии вы можете и сами придумать свои игры. И не забудьте, что убирать за собой тоже должен ребенок. Вы можете ему помочь, направить, но не убирайте самостоятельно.

Видео-материалы по матодике Монтессори

Как самостоятельно сделать одно из пособий Монтессори:

Развивающий мультфильм по Монтессори:

Воспитание ребенка по методу Монтессори:

Игра на запоминание цветов:

Игры для сенсорного развития детей 3-5 лет по методике Монтессори

  • - тонкая веревка длиной 1-1,5 метра
  • - 10-12 металлических скрепок
  • - набор цветного пластилина
  • - корзинка или пластмассовое ведерко
  • - две глубоких чашки
  • - плоская миска
  • - 300-500 гр. манки, пшена, сахара или чистого песка
  • - по 7 бусинок красного, зеленого и желтого цветов
  • - мешочки из одинаковой плотной непрозрачной ткани с завязками
  • - орехи разного размера и формы(грецкие орехи, фундук, кешью)
  • - маленькие кубики из конструктора
  • - сухие листья
  • - куски поролона
  • - губка размером с детскую ладонь
  • - кухонное полотенце

«Собираем ягоды». Натяните веревку между спинками 2 стульев. Заранее скатайте зеленые и красные шарики из пластилина и наколите их на скрепки. Подвесьте скрепки с шариками на веревку. Предложите ребенку прогуляться в воображаемый лес за ягодами. Основное правило - срывать шарики по одной тремя пальцами правой руки, а левой в это время придерживать скрепку. Сорванные «ягоды» ребенок должен аккуратно складывать в корзинку, стоящую справа от него (приучайте к движению слева направо, как при письме).

«Посыпаем дорожки». Предложите ребенку посыпать песком (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Для усложнения задачи ограничьте дорожку чем-нибудь, например, полосками бумаги или «забором» из сложенных карандашей. Песок надо сыпать тремя пальцами правой руки, сложив их щепоткой. Нельзя выходить за края дорожки. Девочкам можно предложить посыпать сахаром торт из пластилина. Таким образом, развиваются пальцы для работы с ручкой/карандашом, и ребенок учится соблюдать четкие контурные границы.

«Помощь Золушке». Расскажите ребенку сокращенный вариант сказки о Золушке, акцентируя внимание на моменте, когда мачеха заставила девушку сортировать зерно/фасоль/горох. Высыпьте в миску бусинки разных цветов, поставьте рядом глубокие чашки. Предложите ребенку помочь героине сказки разложить воображаемое зерно по чашкам согласно определенному цвету.

«Угадай-ка». Наполните мешки из плотной ткани разными наполнителями: 1 мешок - куски поролона, 2 - сухие листья или кусочки скомканной бумаги, 3- грецкий орех, 4 - маленькие кубики и т.д. Тщательно завяжите мешки, чтобы содержимое не выпало при различных манипуляциях. Предложите ребенку угадать, что лежит в каждом мешочке, при помощи ощупывания. Также ребенок может трясти мешочки, вслушиваясь в получающиеся звуки. Тем самым развивается мелкая моторика, осязание и слух, а также формируются понятия «мягкий-твердый», «большой-маленький» и т.д.

«Волшебная губка». Поставьте на стол две глубокие чашки на расстоянии 3 см друг от друга, наполните одну чашку водой до середины. Приготовьте кухонное полотенце (или любую тряпочку). Возьмите губку и покажите ребенку ее свойства: как правильно нужно набирать воду губкой и выжимать. Предложите в качестве волшебного эксперимента перенести воду губкой из одной чашки в другую. Продемонстрируйте сами, как это делается, нарочно пролив немного воды на стол. Закрепите понятие ребенка о впитывающих свойствах ткани, убрав воду с помощью полотенца или тряпки. Это упражнение позволит ребенку научиться самостоятельно убирать за собой пролитую воду или сок.

Источники: http://www.mamas-club.com/igri-yprazhnenia-sistemo-montessori-dlia-detey-do-3-let/, http://webdiana.ru/deti/uhod-za-rebenkom/1123-razvivayuschie-igry-dlya-detey-montessori.html, http://www.kakprosto.ru/kak-893717-igry-dlya-sensornogo-razvitiya-detey-3-5-let--po-metodike-montessori

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения